Программы, технологии   реабилитации и абилитации детей - инвалидов, молодых инвалидов, лиц с ограничением жизнедеятельности, реализуемые в ГБУ ЦРИ «Бутово» 

Психолого-педагогическая реабилитация

«Психолого-педагогическое обследование детей-инвалидов, детей с ограничением жизнедеятельности  и молодых инвалидов»


1   Данная программа направлена на комплексное обследование уровня психического развития детей, молодых инвалидов и разработку индивидуального маршрута реабилитации.

  В ходе диагностического обследования определяется уровень развития двигательной и речевой сферы; развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы; развития навыков самообслуживания.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках программы - дети-инвалиды, дети  с ограничением жизнедеятельности от 0-18 лет, молодые инвалиды от 18 до 35 лет.

«Шаги навстречу»

2  Программа направлена на оказание   комплексной помощи детям с аутистическими расстройствами. В рамках реализации программы у детей с РАС формируются когнитивные предпосылки речевой деятельности во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления, социально - бытовые навыки самообслуживания, основы коммуникации.3

  Основная целевая группа – дети   с расстройствами аутистического спектра  от 2 до 6 лет. 

 

 

«Песочная терапия»

4  С помощью песочной терапии   проводятся занятия  по коррекции поведения и эмоционально-волевой сферы. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивает мелкую моторику, кинестетическую чувствительность.

  Ребенок получает первый опыт рефлексии, самоанализа, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.5

  Целевая группа, на которую направлена деятельность в рамах программы: дети-инвалиды, дети с ограничением жизнедеятельности от 3-18 лет. 

 

 

«Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться»

6  Программа направлена на коррекцию познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций у детей с нарушениями интеллекта.

  Данная программа содержит практические методы дефектологического воздействия по  созданию условий для успешной адаптации детей с умственной отсталостью  в окружающей действительности.7

  Целевая группа, на которую направлена деятельность в рамах программы: дети-инвалиды, дети с ограничением жизнедеятельности от 3-18 лет.

 

 

«Говорун»

  Коррекционная программа по логопедии для  детей с ОНР, ФФН  и сопутствующими заболеваниями. Программа направлена на  речевое и психофизическое развитие детей; устранение дефектов звукопроизношения; развитие фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; расширение и обогащение лексического запаса; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках программы - дети с ОНР  и ФФН в возрасте 4 до 7 лет.

8 9

«Я буду говорить»

10  Программа направлена  на  коррекционно – развивающую  работу    с детьми, находящимися на надомном сопровождении и имеющими тяжелые речевые нарушения.

  В процессе реализации программы решаются такие задачи, как стимулирование речевой активности; развитие речевого дыхания; формирование навыков правильного звукопроизношения  и коррекция   нарушений звуковой стороны речи у детей.

  В рамках программы используются также  коррекционные упражнения на  развитие неречевых процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; формирование навыков игровой деятельности.11

  Целевые группы, на которые направлена деятельность- дети-инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, имеющие тяжелые нарушения речи и находящиеся на домашнем обслуживании.

 

 

 

«PECS»

12  РЕСS -  система альтернативной коммуникации с помощью карточек  направленная на работу  с неговорящими детьми, имеющими синдром РДА;  позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки  коммуникации.

  С помощью РЕСS  можно быстрее обучить ребенка проявлять  инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

  С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

13

«Мнемотехника»

  Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать  информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

14  Это комплекс творческих упражнений, основанных на зрительном восприятии предметов. Красочные таблицы с изображениями предметов, позволяют ребёнку в игровой форме запоминать те или иные слова и составлять предложения.15

  Использование мнемотехники на коррекционных занятиях позволяет обеспечивать  развитие связанной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти, внимания; воображения; ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность - дети-инвалиды, дети  с ограничением жизнедеятельности от 3-18 лет.

«Чудеса вокруг нас»

  Программа направлена на  создание наиболее эффективных условий познавательно-исследовательской деятельности 16для формирования  представлений и навыков об окружающем мире, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей-инвалидов, детей  с ограничениями жизнедеятельности.

  В рамках программы формируются элементарные представления о мире вокруг нас. Творческие задания и упражнения способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность - дети-инвалиды, дети  с ограничением жизнедеятельности от 3-18 лет.

«Хочу всё знать»

17  Программа направлена на знакомство  детей  с явлениями общественной жизни и  природы; на формирование у ребенка  представления о себе, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, пра­вах и обязанностях, разнообразной деятельности.18

  Программа помогает решать комплекс задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, адекватно оценивать собственные возможности.

  В программу входят следующие разделы: предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение.

  Целевые группы: дети-инвалиды, дети  с ограничением жизнедеятельности в возрасте от 3 до 14 лет.

Адаптивная физическая культура

«ДЦП – не приговор»

19  Программа направлена на создание предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации и интеграции детей с ДЦП в общество посредством физических  упражнений и специальных двигательных режимов.20

  Данная программа раскрывает закономерности, основные принципы и особенности методики  физической культуры в работе с детьми с детским церебральным параличом. Она содержит сведения о влиянии недоразвития или повреждения мозга в раннем возрасте, на состояние двигательной и психической сферы детей, о выборе средств и методик коррекции нарушений, об особенностях форм организации занятий физическими упражнениями.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность - дети в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, имеющие диагноз «детский церебральный паралич» (все клинические формы).

«Спорт – это жизнь»

  Программа направлена на всестороннее   физическое развитие личности; обеспечение комплексного подхода к развитию 21у детей с нарушенным интеллектом моторных, умственных, социально-бытовых навыков и содействия их социальной адаптации; повышение двигательной активности и мобильности    средствами физической культуры.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках  программы - дети в возрасте от 1года до18 лет, имеющие диагноз «Умственная отсталость» (все четыре степени).

 Социокультурная реабилитация

«Веселые нотки»

22  Программа направлена на развитие и коррекцию  познавательных  психических процессов: ощущения, восприятия, представления, памяти,  воображения, мышления посредством музыкальной деятельности;  на формирование и развитие навыков речи через пение.23

  Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках программы - дети-инвалиды, дети с ограничением жизнедеятельности от 2 до 18 лет.

 

«Вдохновение»

  Социализация молодых инвалидов средствами музыкального искусства в рамках досуговой деятельности. Программа 24направлена на  повышение качества жизни молодых инвалидов  средствами музыкальной деятельности;  на развитие  музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса и любви к  музыке.

  Целевая группа, на которую направлена деятельность -  молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет.

 

«Волшебные звуки музыки»

25  Программа направлена на  развитие эмоциональной сферы личности,  самовыражения в процессе музыкальной деятельности.   Особое внимание уделяется   на формирование музыкальных способностей (слуха, ритма, музыкальной памяти),  вокальных навыков (певческого дыхания, дикции и интонации), освоение музыкальной грамоты и обучение игре на музыкальных инструментах.26

  Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках программы -  дети-инвалиды и дети с ограничением жизнедеятельности от  2 до 18 лет.

 

 

«Драма – терапия»

27  В процессе  реализации программы ее  участники повышают свой культурный уровень, приобщаются к классической литературе, драматургии, музыке.  Участие   в различных творческих мероприятиях, в постановках спектаклях  повышает самооценку молодых инвалидов и способствует их социализации.28

  Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках программы: дети-инвалиды от 12-18 лет, молодые инвалиды от 18 до 35 лет.

  

 

 

«Студия мастерства»

29  Практическая деятельность в рамках программы направлена на коррекцию тактильно-кинестетических процессов у молодых инвалидов с ДЦП в процессе творческих занятий.30

  Содержание программы характеризуется разновидностью материалов, используемых в работе, множеством ручных операций и видов практической деятельности, разнообразием познавательных сведений.

  Целевая группа, на которую направлена деятельность в рамках программы - молодые инвалиды от 18 до 35 лет.

 

«День за днем»

  Программа направлена на коррекционно – педагогическую и досуговую работу с детьми-инвалидами посредством приобретения знаний, умений и навыков работы по следующим видам деятельности: лепка, рисование, аппликация, тестопластика, бумагапластика.

3132

  Целевая группа, на которую направлена деятельность в рамках программы - дети-инвалиды и дети с ограничением жизнедеятельности от  2 до 14 лет.

«Радуга бисера»

33  Программа ориентирована на организацию досуга и социализацию детей с ограничением жизнедеятельности посредством приобщения  к бисероплетению.

  Содержание программы направлено:

  • на развитие творческих способностей детей;
  • развитие художественного вкуса;
  • развитие всех познавательных функций (мышления, воображения и т.д.);
  • развитие мелкой моторики рук

  Целевая группа, на которую направлена деятельность в рамках программы - дети-инвалиды и дети с ограничением жизнедеятельности от  2 до 14 лет.

Нетрадиционные художественные техники рисования, аппликации, лепки - «кляксография»,  «квиллинг», «тычкование», «пластилинография»

34  Нетрадиционные художественные техники  способствуют развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость и  положительные эмоции.35

  Занятия  способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки детей к обучению в школе. Нетрадиционное  художественные техники  – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия новых возможностей детей.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность: дети-инвалиды, дети с ограничением жизнедеятельности от 2 до 18 лет.

Технология «Модульное оригами»

  Модульное оригами стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения; развивает мелкую моторику рук и глазомер; помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; развивает художественный вкус и творческие способности. Активизирует  воображение и фантазию; способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей; совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность: дети-инвалиды от 12-18 лет, молодые инвалиды от 18 до 35 лет.

3637

«Киригами»

  Киригами — это искусство изготовления фигурок и открыток из бумаги, с помощью вырезания и склеивания деталей.

  Использование данной технологии на коррекционно-развивающих занятиях  направлено на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей- инвалидов, молодых инвалидов, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Посредством занятий по киригами развиваются  внимание, память, пространственное воображение;  мелкая моторики рук.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность: Дети-инвалиды от 12-18 лет, молодые инвалиды от 18 до 35 лет.

3839

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

«Объектив»

40  Программа направлена на социализацию личности  подростков и молодых инвалидов  посредством фотоискусства.41

  В процессе реализации программы  совершенствуются  и приобретаются новые знания  в области фотоискусства; изучаются современные технологии. Проводится работа над выставочными проектами, их подготовкой и организацией; для просмотра  и редактирования фотографии используются  компьютерные программы.

  Целевая группа, на которую направлена деятельность в рамках программы - молодые инвалиды от 18 до 35 лет.

«Швейный мир»

42  Программа занятий в швейной мастерской        направлена на коррекцию нарушений развития молодых инвалидов,  максимальное приспособление их к самостоятельной жизни, труду и профориентацию.43

  Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках программы: молодые люди с ограничениями жизнедеятельности от 14 до 35 лет.  

«Глинотерапия»

44  Творческие занятия с глиной позволяют снизить агрессивность, страхи, уровень тревожности;  развить  мелкую моторику, сенсорные ощущения; развить изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческую  индивидуальность  личности.45

  Работа с глиной исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение,   помогает сбросить негатив и просто получить удовольствие от работы.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность -  молодые люди с ограничениями жизнедеятельности от 14 до 35 лет.

«Вкусно готовим»

  Программа направлена на  развитие навыков социально-бытовой ориентации у детей с ограничением жизнедеятельности и детей-инвалидов посредством кулинарии. Подготовка детей-инвалидов  к самостоятельной жизни – одна из основных целей данной программы.

  Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции. Полученные на занятиях знания помогут детям не только накормить в будущем свою  семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности.

  Целевые группы, на которые направлена деятельность: дети-инвалиды, дети с ограничением жизнедеятельности от 12-18 лет.

46